Мир hi-fi полон удивительных изобретений. От электростатических панелей динамиков и триодных ламп 300B до ленточных твитеров и тонармов с воздушным подшипником — множество умных технологий подняли звуковую планку за эти годы. Однако одним из самых невоспетых героев аудио является картридж с подвижной катушкой — первый из которых был представлен нам компанией Ortofon в 1948 году. Его картридж Type A Mono появился в том же году, что и пластинка с микроканавками — известная своим друзьям как виниловая пластинка. Это было чрезвычайно значимое развитие в зарождающемся мире высококачественного воспроизведения музыки.
Хотя Type A продавался не особенно хорошо, SPU (Stereo Pick-Up) от Ortofon продавался. Выпущенный десять лет спустя, как раз когда поступили в продажу первые стереофонические пластинки, он установил планку для всех других производителей картриджей. Хотя картридж и стал культовым в Японии, он был тихо забыт большей частью аудиофильской среды. Тем не менее, он доказывает превосходное происхождение датской компании в области звукоснимателей — она не только до сих пор их производит, но и изобрела эту породу! Вот почему все любители аналогового звука должны сесть и обратить внимание, когда Ortofon запускает совершенно новую серию доступных начального уровня подвижных катушек — в форме серии X. MC
Движущиеся катушки — лучший способ преобразования волнообразной формы канавки записи в электрические сигналы, которые затем, конечно же, усиливаются и преобразуются в звук динамиками. Идея заключается в том, что катушки проволоки крепятся к верхнему концу кантилевера — с иглой на нижнем конце — и они движутся в фиксированном магнитном поле, генерируя сигнал. Как следует из их названия, картриджи с подвижными магнитами вместо этого имеют магниты, прикрепленные к верхнему концу кантилевера, которые намного тяжелее и движутся в фиксированном наборе катушек. Сверхлегкие катушки позволяют игле и кантилеверу отслеживать канавку записи более замысловато, чем магниты, что приводит к лучшей детализации, большей деликатности и превосходному трекингу.
Картриджи с подвижной катушкой теоретически являются отличной идеей, но на практике все не так однозначно. Во-первых, они более дороги и трудоемки в производстве. Во-вторых, у них гораздо более низкий выход, чем у обычных картриджей с подвижным магнитом, обычно около 0,5 мВ по сравнению с 5 мВ. Это, в свою очередь, означает, что им нужен дополнительный каскад усиления — либо дополнительный активный, либо повышающий трансформатор. Они не лишены своих проблем, так как могут быть шумными и/или лишать звук его чистоты. Наконец, в силу того, как они работают, у картриджей с подвижной катушкой нет сменных игл, поэтому вам нужно отправить картридж обратно производителю, когда игла износится. Это дороже, чем просто купить новую сборку иглы, как у картриджей с подвижными магнитами.
Новая линейка MC X от Ortofon устраняет несколько недостатков владения подвижной катушкой, при этом обеспечивая подлинное прослушивание. Во-первых, линейка начинается всего с £269/€299 за MC X10 с эллиптическим наконечником, в то время как топовая MC X40, рассмотренная здесь, с ее экзотической иглой Shibata nude, стоит очень разумные £875/€999. Средние по рангу MC X20 и MC X30 аккуратно располагаются между верхней и нижней моделями с точки зрения цены и предлагают иглы nude elliptical и nude fine line соответственно. Они установлены на том же алюминиевом иглодержателе, что и MC X10, тогда как MC X40 получает более жесткий и легкий тип бора. В отличие от впечатляющего ассортимента подвижных магнитов 2M от Ortofon, которые, кстати, имеют схожую цену, пользователи не могут менять иглу.
Как и любая настоящая конструкция с подвижной катушкой, MC X40 не может решить проблему низкого выходного сигнала – и поэтому, как и его собратья в этом диапазоне, он выдает скромные 0,4 мВ. Это означает, что вам понадобится фонокорректор MC или повышающий преобразователь. Однако, справедливости ради, жизненно важные статистические данные диапазона MC X действительно очень хороши – 40 имеет заявленную частотную характеристику от 20 Гц до 20 кГц (–1 дБ) и показатель стереоразделения 26 дБ. Он весит скромные 8,6 грамма, отслеживает на среднем уровне 2 грамма и имеет разумный показатель податливости 15 мкм/нМ. Это делает его современной подвижной катушкой, которая должна хорошо работать в большинстве тонармов.
С точки зрения дизайна, серия MC X представляет собой совершенно новый, чистый листовой дизайн, использующий то, что Ortofon называет своим MIM-сотовым сердечником. Эта решетчатая нержавеющая рама создается с использованием технологии литья металла под давлением, которая затем проходит поверхностную обработку физическим осаждением из паровой фазы. Катушки наматываются вручную под микроскопом с использованием высокочистой серебряной проволоки, а недавно разработанная магнитная система оснащена цельным полюсным цилиндром, встроенным в заднее магнитное ярмо. Резиновые амортизаторы, которые управляют физическим движением катушек, производятся на собственном заводе, поэтому Ortofon полностью контролирует механическую подвеску. Сам корпус изготовлен из высококачественного пластика.
MC X40 — это доступная подвижная катушка, которая считает себя экзотической. У нее есть все необходимое с точки зрения производительности, чтобы наступать на пятки гораздо более дорогим высококачественным конструкциям — даже если она не совсем дотягивает до этого. Включите Buffalo Springfield группы Expecting to Fly , классический фрагмент психоделического рока конца шестидесятых, и вы сразу же будете поражены ее обширным, ровным и замысловатым звучанием. Она устанавливает достаточно масштабную записанную акустику, а внутри она предлагает плавный, но проницательный звук, который с большой тонкостью обрабатывает характерный вокальный тембр Нила Янга . Это хрупкий, иногда мучительно звучащий голос, который может легко звучать пресно и ныть, но MC X40 воспроизводит его в нюансной манере. Инструментальная текстура превосходна, с прекрасным струнным звуком. Все это установлено в широкой и открытой звуковой сцене, с большим количеством воздуха и пространства.
Этот неожиданно вкрадчивый звук продолжается в классическом электропопе чуть более десятилетия спустя. Томаса Долби с Flying North его заразительным синтезаторным грувом искусно обрабатывается Ortofon — этот картридж демонстрирует гибкую и ловкую натуру, которая любит воссоздавать естественный ритм музыки. Интересно, однако, что MC X40 не является тонально передовым картриджем — он довольно сдержан, особенно по сравнению с более низкими моделями в линейке MC X. У него тонкий и изысканный звук, которому, вероятно, в значительной степени способствует его инертный борный кантилевер. Таким образом, вы получаете движущий, драйвовый бит от этого картриджа, но он не крикливый и грубый. Это делает этот Ortofon менее впечатляющим сразу, но более приятным для прослушивания в долгосрочной перспективе, чем менее качественные конструкции.
Вы действительно можете услышать, что этот картридж может сделать с современной, полнодиапазонной аналоговой записью, такой как 4hero группы Spirits in Transit . Этот прекрасный трек конца девяностых годов в стиле «новый соул» динамичен и энергичен, с искрящейся работой тарелок хай-хэта, рычащей игрой на басу и прекрасным звучанием клавиатуры Fender Rhodes на фоне великолепных парящих струнных. Деликатность MC X40 позволяет слушателю глубоко погрузиться в запись; по сравнению с его немного более дешевым младшим братом X30, это как будто тонкая занавеска была отдернута с пути. Конкурент Audio-Technica AT33Sa, который также стоит немного меньше, очень подробный, но ему не хватает жизни и энергичности по сравнению с этим Ortofon.
Конечно, в абсолютных цифрах MC X40 не выходит за рамки критики, как и следовало ожидать за эту скромную цену. Deadmau5 & Kaskade в I Remember показывает, что ему немного не хватает внутренней детализации по сравнению с более дорогими подвижными катушками Ortofon. Тем не менее, он все равно обеспечивает прекрасное исполнение этого классического синтвейва — с пыхтящим грувом, мелодичной басовой линией и экспансивным, мечтательным ведущим вокалом. Вы можете услышать базовое качество генератора MC X в работе вместе с его классным комплектом иглы/кантилевера. На мой взгляд, он настолько хорош, что вам понадобится значительно более дорогой проигрыватель и тонарм, чтобы заставить его звучать неважно — тот, который стоит в пять раз или около того дороже.
Вердикт
Топовая модель новой серии MC X от Ortofon оказалась лучшей в абсолютном выражении и пожертвовала некоторыми качествами «грубой и готовой» моделей поменьше ради суперполированного звука, который просто не подходит для подвижной катушки более низкого среднего ценового диапазона. Многие сочтут ее удобным новым трамплином в мир настоящих высококачественных звукоснимателей без сокрушительных финансовых затрат, которые обычно с этим связаны. Стоит послушать, если у вас уже есть хороший проигрыватель среднего или высокого класса и вы жаждете недорогой магии подвижной катушки.
Обзор картриджа Ortofon MC X40
Posted by Новости, анонсы и обзоры 0Отзывы