Покупка и выбор студийного монитора — важная часть проектирования домашней студии. Несмотря на акустику помещения, именно студийные мониторы формируют окончательный звук студии звукозаписи. Для всех начинающих музыкантов мы расскажем, как выбрать студийные мониторы и на что обратить внимание.
Студийные мониторы ближнего, среднего и дальнего поля
Размер и количество динамиков в мониторах напрямую влияют на их расположение. Мониторы ближнего поля обычно включают два динамика (низкочастотный динамик и твиттер), а размер низкочастотного динамика может варьироваться от 5 до 8 дюймов. Они располагаются на расстоянии до 1,5 метров от слушателя. В мониторах среднего и дальнего поля количество динамиков может варьироваться от трех до шести, а размер низкочастотного динамика может достигать 12 дюймов. Такие мониторы устанавливаются на значительном расстоянии и поэтому очень редко используются в домашних студиях.
Студийные мониторы ближнего поля
Благодаря тому, что мониторы ближнего поля (1-2 драйвера, 4-8'') находятся достаточно близко к слушателю, прямой сигнал воспринимается значительно лучше, отраженный от стен и других поверхностей. Это означает, что акустика помещения меньше влияет на звук, чем при использовании мониторов среднего и дальнего поля. К тому же такие мониторы позволяют улавливать мельчайшие детали и неточности микса, которые через мониторы дальнего поля будут просто неразличимы.
Студийные мониторы ближнего поля можно монтировать на специальные стойки или прямо на стол. Однако в последнем случае имейте в виду, что звук будет проходить сквозь стол, что приведет к нежелательному резонансу. Поэтому, если вы ограничены в пространстве и можете установить мониторы только на стол, вам следует использовать специальные подставки, защищающие от вибрации, резонанса и усиления отдельных частот.
Студийные мониторы среднего и дальнего поля
Студийные мониторы среднего поля (2-4 драйвера, 6-10'') и дальнего поля (4-6 драйверов, 8-12'') благодаря большим размерам низкочастотных динамиков и более широким полосам обеспечивают очень широкое звучание в расширенный частотный диапазон и доступны. Неотъемлемая часть профессиональных студий звукозаписи, особенно в киноиндустрии. В связи с тем, что они расположены на значительном расстоянии от слушателя и взаимодействуют непосредственно с помещением, перед работой с ними следует позаботиться о создании оптимальной акустики, чтобы избежать эффекта гудящего дна или сильного отражения от гладких поверхностей.
Значение фазоинвертора
Студийные мониторы с портом фазоинвертора
Многие производители оснащают мониторы специальным отверстием, называемым портом фазоинвертора. Движение динамика в корпусе монитора создает значительное давление, а порты фазоинвертора выводят лишний воздух наружу. Особая форма отверстий заставляет воздух резонировать на очень низких частотах, близких к пределу воспроизведения. Это позволяет расширить частотную характеристику в нижнем диапазоне, сделав низкие частоты более читаемыми, чем на полностью закрытых мониторах. Однако некоторые бюджетные модели с портом фазоинвертора могут создавать излишний резонанс на низких частотах, поэтому в полностью закрытом состоянии звук будет чище.
При выборе мониторов важно учитывать расположение порта. Если он расположен на задней стенке шкафа, мониторы ни в коем случае нельзя устанавливать у стены, потому что резонансное дно будет гудеть и забивать весь спектр. В том случае, если вы ограничены в пространстве и рабочий стол расположен у стены, стоит отдать предпочтение моделям с передним портом или закрытым вариантам.
Расположение и подключение студийных мониторов
(Правильное размещение студийных мониторов)
Как мы уже говорили, мониторы ближнего поля обычно располагаются на расстоянии до 1,5 метра от слушателя, в идеальных условиях это 70-90 см. Расстояние между мониторами должно быть равно расстоянию от монитора до слушатель. Кроме того, мониторы должны находиться в одной плоскости с ушами. Именно поэтому устанавливать их следует на специальные стойки, которые можно регулировать по высоте.
Рабочее место лучше организовать в центре комнаты. Если такой возможности нет, то мониторы, по крайней мере, нужно ставить подальше от стены и уж точно не ставить в угол, где будет многократно воспроизводиться звук. Мониторы подключаются к выходам аудиоинтерфейса, и выбор подходящей коммутации зависит от разъема. Многие бюджетные мониторы оснащены как балансными (XLR или jack), так и небалансными (RCA) разъемами, в более серьезных моделях небалансные входы встречаются гораздо реже.
Подключение разных типов мониторов
Довольно часто звукорежиссеры используют несколько типов мониторов. Помимо пары моделей ближнего и среднего/дальнего поля, это могут быть и обычные мультимедийные колонки. Конечно, они нужны не для того, чтобы услышать, как трек будет звучать для большинства слушателей. Для правильного переключения нескольких пар мониторов и удобного переключения между ними предусмотрены специальные контроллеры, позволяющие выбрать нужный источник звука одним нажатием кнопки.
Критерии выбора подходящих мониторов
Некоторые из наиболее важных характеристик:
- размер сабвуфера. От этого зависит качество передачи низких частот. Слишком маленькие динамики не могут полностью раскрыть низкочастотную составляющую диапазона. Но если у вас небольшая комната, то использовать мониторы с динамиком больше 7" тоже не имеет смысла, т.к. чтобы "раскачать" такой динамик, приходится включать монитор на большую громкость, что вызывает дискомфорт во время операции.
- Воспроизводимый частотный диапазон. Чем он больше, тем лучше вы будете слышать мельчайшие нюансы микса, общее звучание будет чище и четче, а выявить проблемные места будет намного проще.
- амплитудно-частотная характеристика. Чем он ровнее, тем более нейтральным и «честным» будет звук.
- уровень звукового давления (УЗД). Чем выше этот параметр, тем больше запас прочности. При той же мощности, измеряемой в ваттах, модель с более высоким SPL будет звучать громче и чище.
- Наличие эквалайзера и встроенного DSP. Эти дополнительные функции позволяют настроить звучание мониторов в соответствии с акустикой вашей комнаты.
Корпус
Вся начинка студийного монитора находится в корпусе-кабинете. Корпуса изготавливаются из разных материалов: в зависимости от модели это может быть дерево, пластик, ДСП, кевлар, металл.
ВЧ динамик
Верхний динамик называется твитером. Твиттер воспроизводит высокие частоты — отсюда звучат все звуки выше 2 кГц. Свистульки изготавливаются из разных материалов и обычно имеют форму купола или конуса.
Вуфер
Второй динамик называется вуфером (woofer, woofer) — более крупный динамик, расположенный под твитером. Он отвечает за воспроизведение низких и средних частот — через него звучат все звуки до 2 кГц.
Трехполосные студийные мониторы
Некоторые модели студийных мониторов оснащены третьим динамиком, отвечающим за средние частоты. Такие системы называются трехполосными — каждый динамик отвечает за свой частотный диапазон: верхний, средний и нижний.
За динамиками установлен электромагнит, который приводит их в движение. Вибрация приводит в движение окружающие магниты и динамику молекулы воздуха, создавая звуковую волну — тот самый звуковой сигнал, который мы слышим. Это устройство позволяет колонкам воспроизводить любые, даже самые сложные звуковые сигналы.