Электрогитара - как выбрать первую гитару для начинающего?

Электрогитара - как выбрать первую гитару для начинающего?

В этой статье мы подробно рассмотрим, как выбрать электрогитару и на что обратить внимание чтобы электрогитара зазвучала!

Электрогитара – самый популярный инструмент в мире. Большинство музыкантов начинают с нее свой путь, и одной такой гитары достаточно, чтобы достичь определенных высот мастерства и даже выступать на сцене. Кроме того, многих он привлекает своим разнообразием, дизайном и широчайшими возможностями звуковой эмуляции весьма неожиданным образом.

Устройство и принцип работы
Электрогитара чаще всего изготавливается из нескольких разных пород дерева, имеет деку, в которую устанавливаются звукосниматели, а также громкость, тембр и прочие «компоненты». У электрогитары есть гриф, 6 и более струн, и в не подключенном состоянии, сама гитара издает достаточно тихий и ненавязчивый звук. Настоящий звук формируется, когда звукосниматели улавливают колебания, возникающие во время игры. Затем они передают их по кабелю на подключенный комбик (гитарный усилитель) или активную акустическую систему.

Корпуса электрогитар

Электрогитары имеют характерные формы корпусов, названные в честь легендарных изделий прошлого и производителей, вошедших в историю. По внешнему виду и форм-фактору они делятся на:

Stratoсaster – классический, и наиболее популярный типаж, зачастую имеющий несколько сингловых звукоснимателей, машинку vintage tremolo, и одностороннюю голову грифа.

Gibson Les Paul – первыми данную округлую форму создали специалисты из Gibson и уже затем она стала достоянием мировой культуры. Оригинальные гитары Les Paul восхитительное и дорогое удовольствие, но сам по себе такой тип встречается часто и отличается большой степенью удобства.

Superstrat – идеи стратокастеров в них были развиты еще сильнее, и сейчас можно встретить множество компаний, для которых такая форма с несколькими отличиями стала фирменной. Среди таких компаний – Ibanez, Cort, Kramer и так далее.

SG – еще одно достояние Gibson, легендарная «рогатая» гитара, главной конструкционной особенностью которой является цельный корпус из единого куска древесины. Такое решение серьезно влияет на стоимость.

Flying V – легкая и агрессивная, напоминающая наконечник стрелы. Идеально для агрессивных музыкальных стилей, и людей, любящих минимализм.

Explorer – странная и угловатая от Gibson, слегка напоминающая своими очертаниями звезду полюбилась многим, к слову, играть на ней сложные соло на нижних ладах действительно удобно.

Warlock –угловатая и агрессивная, отличающаяся кричащим нравом и идеально подходящая для любителей тяжелых музыкальных направлений.

Beast — красивая дека с очень острыми углами. Такие готические модели хорошо зарекомендовали себя в стилях хард рок и металл. У них пронзительный холодный звук и большой диапазон по регулировке.

Warbeast — похожа на предыдущую, но верхний и нижний рог модифицирован. Применяется на концертах рок групп и любительской игре в этом жанре.


Гитарная мензура

Мензура гитары — это длина рабочей части струны. По сути, это расстояние от верхней точки опоры струны на грифе (нулевой лад) до нижнего порожка, где лежит струна.
Стандартный размер мензуры, используемый в большинстве электрогитар, считается равным 25,5'' (647,7 мм) для гитар Fender и 24,75'' (628,7 мм) для Les Paul. Другие производители также балансируют эти показатели, не рискуя их менять.

Казалось бы, разница в длине между этими мензурами совсем небольшая, но на практике ощущения во время игры совсем другие. Гитары с большой мензурой имеют более лязгающий, гулкий звук, а флажолеты звучат немного чище из-за расстояния между ними. Большие мензуры подходят для хардкорного низкого строя, где важно придать ритм, который потрясет толпу. Струны такой мензуры зажимаются мягче.

Гитары с меньшей мензурой звучание мягче и теплее, а количество обертонов увеличено. Такие инструменты подходят для игры в разных стилях, где нужно и «ламповое» исполнение, и мелодичное «соло».

Чтобы гитара строила на всех ладах, необходимо повозиться с настройкой мензуры с помощью специальных седел на бридже, которые можно передвигать зажимными болтами или другими способами, предусмотренными производителем инструмента.

Звукосниматели

Без звукоснимателей электро- и полу-акустическая гитары звучать не будут – по крайней мере настолько, чтобы её можно было услышать хотя бы на небольшом расстоянии. Условно звукосниматель в современных гитарах можно разделить на два типа:

Синглы — звукосниматели с одной катушкой внутри. Их изобрели давно, но почти сразу же обнаружился небольшой недостаток — они были довольно фоновыми, поскольку ловили радиопомехи прямо из окружающей среды. С тех пор прошло немало времени, а современные «синглы» уже дают качественный звук и страстно любимы многими музыкантами.

Хамбакеры — это двухкатушечные звукосниматели, которые в 2 раза шире синглов. Благодаря особенностям намотки радиочастотные сигналы нивелируются и гитара меньше фонит.

Синглы имеют более яркий и четкий звук. Для сравнения, у хамбакеров обычно есть то, что гитаристы называют «более толстым» звуком, который воспринимается круглее и теплее. Хамбакеры также имеют тенденцию подчеркивать сустейн, производимый от древесины гитары.

В гитарах встречаются различные комбинации звукоснимателей. Например, метка S-S-S указывает на то, что в деке установлены три «сингла», а метка H-H указывает на два хамбакера. Также есть комбинация H-S-S - один бриджевый хамбакер и два сингла. Тип установленного звукоснимателя можно определить даже по фото электрогитары, что удобно при покупке онлайн.

Активные и пассивные датчики
Звукосниматели преобразуют энергию вибрации струн в электрический сигнал и передают его на комбик или другое устройство, к которому подключена гитара. Чтобы сигнал с датчиков давал хоть какую-то нагрузку на усилитель, на катушки пассивных датчиков наматывают множество витков проволоки, что приводит к повышенному сопротивлению и снижению качества передачи высоких и низких частот. Поэтому пассивные датчики звучат мощно, но звуку не хватает полного диапазона обертонов.

В активных датчиках используются низкоомные катушки с небольшим количеством витков. Благодаря им лучше передаются высокие и низкие частоты, но мощности такого сигнала недостаточно для загрузки усилителя, если играть по очень длинному кабелю. На помощь приходят «преусилители» или преампы. Они устанавливаются прямо в звукосниматель и таким образом звук от низкоимпедансной катушки усиливается практически сразу, а не после прохождения всех кабелей. Конечно, для питания предусилителя требуется питание, поэтому оно запрашивается от аккумуляторов. Батарейки служат долго, но лучше не забывать их вовремя менять.

Многие гитары с активными датчиками можно переключать между пассивным и активным режимами, что позволяет более эффективно использовать возможности инструмента.

Гриф электрогитары

Продолжительность звучания ноты — сустейн — очень важная характеристика электрогитары. Особенно, если вы собираетесь плотно работать с полосами и вибрато. Быстрое затухание может серьезно повредить вашу музыку. Производители гитар используют 3 способа крепления накладки грифа:

Болчённый, с помощью болтов (Bolt-on)
С помощью болтов — самый простой, дешевый и распространенный способ. У него минимальная посадка и жесткость, а значит и самый слабый сустейн. Преимуществом такой конструкции является простота замены накладки грифа в случае поломки. При выборе электрогитары с накладкой на болты всегда обращайте внимание на плотность посадки. Увидите пробелы и неравенства — смело проходите мимо. Здесь вы не получите хорошего звука. Стоит отметить, что хорошо сделанная болтовая шейка будет немного хуже приклеенной.

Вклеенный (Set-In, Glued)
Вклеенный гриф крепится к деке с помощью эпоксидной смолы. Обеспечивает отличную жесткость конструкции, что гарантирует более продолжительное звучание.

Сквозной гриф (Neck-Through)
Сквозной гриф проходит через весь корпус и является его частью.
Это самый дорогой тип крепления. Встречается редко, в основном на эксклюзивных мастеровых гитарах. При таком сочетании накладка грифа активно участвует в резонансе, поэтому ее материал сильно влияет на звучание гитары. Имеет самый высокий сустейн. В случае неисправности или повреждения отремонтировать такой инструмент практически невозможно.

Также для электрогитары важно качество накладки грифа и из какого дерева она сделан. Хорошо влияет на звук изготовление накладки грифа из разных пород клена (например, волнистого клена или «птичьего глаза») или разных пород красного дерева. Различные материалы накладки грифа могут придать звуку особый оттенок с большей «стеклянностью» или «теплотой».



Накладка грифа

Накладка — деталь гитары, которая представляет собой длинную тонкую полоску из дерева, приклеенная к грифу с лицевой стороны. При игре на гитаре музыкант, чтобы изменить тональность звука, уменьшает длину колеблющейся части струны, прижимая ее к накладке.

Накладки обычно изготавливаются из твёрдых пород дерева, такого как палисандр, клен, черное дерево. Форма накладки влияет на тембр гитары и в зависимости от радиуса может быть четырех видов: плоская, коническая, цилиндрическая, смешанная.

Изгиб накладки регулируется с помощью анкера: натяжение анкерного стержня позволит уменьшить изгиб, а ослабление — увеличить. Из-за слабого натяжения струн в классических гитарах отсутствует анкерный стержень, но небольшой изгиб накладка должна иметь. Особо стоит отметить безладовые накладки имеют вогнутую форму.

Кленовая накладка грифа

Твердый и мягкий клен
Клен – один из самых популярных материалов. Он бывает двух видов – твердый и мягкий, или серебристый. Твердый тяжелее и прочнее мягкого, тем не менее мягкий клён это довольно твердая древесина.

Твердый клен более дорогой, тяжелый и жёсткий. Серебряный клен дешевый и по качеству уступает твердому. Его очень часто можно встретить на китайских или индонезийских гитарах.
 
Зернистость и текстура подвидов клена
Твердый клён может иметь несколько видов текстуры, которые обрабатываются для придания более красивого вида. Это Birdseye, Curly, Quilted и Spalted.

Однако следует сказать, что эти узоры не будут сильно заметны в конструкции накладки грифа, так как такие структуры зерна плохо поддаются обработке. При фрезеровке это может вызвать такое явление, при котором инструменты буквально разрывают волокна древесины.

Ощущения и играбельность
При изготовлении кленовой накладки, она покрывается лаком, и фактически вы играете на этом покрытии, а не на самом дереве. Поэтому скорость и удобство игры будут напрямую зависеть от качества покрытия — оно может быть скользким или липким. Конечно, гриф можно не покрывать лаком, но такой подход потребует более серьезных мер по уходу и более частой замены накладки.

Палисандровая накладка грифа

Производители гитар часто используют один из трех видов палисандра — бразильский, гондурасский или индийский. Бразильский палисандр имеет очень яркий и насыщенный цвет, но этот вид находится под угрозой исчезновения и его продажа подлежит жестким ограничениям. Поэтому в масс-маркете найти накладки из него проблематично. Гондурасский палисандр очень похож на бразильский, но немного светлее. Индийский палисандр темнее гондурасского и используется чаще.

Ощущения и играбельность
Палисандр — зернистое дерево, поэтому оно менее гладкое, чем клен. Эта текстура позволит гитаристам получить больший контроль над движением струн, особенно в бэндах и вибрато.

Накладка грифа из чёрного дерева

Существует два вида эбенового дерева – макассарское и габонское. Оба эти вида находятся под угрозой исчезновения, из-за чего его не часто можно встретить на гитарах, наличие одного из видов накладок значительно поднимает стоимость гитары. Он имеет черный цвет и изменчивое зерно. Эбонитовая древесина менее зернистая, чем палисандр, но дает больше резонанса и сустейна. Это делает звучание очень узнаваемым, и именно за него гитары с такими накладками ценятся коллекционерами.

Черное дерево это что то среднее между кленом и палисандром. Он скользит комфортно, но не настолько сильно, чтобы потерять контроль над подтяжками. Однако имейте в виду, что свежие прокладки могут быть маслянистыми, что у некоторых людей может вызвать аллергическую реакцию.

Материалы корпуса

Материалы, из которых изготовлена электрогитара, так же важны, как и звукосниматели, они влияют на звучание, хранение инструмента и его внешний вид. Самые популярные материалы – ольха, липа, агат, красное дерево, ясень, орех, клен. Используются и другие породы дерева, но они по-прежнему пользуются наибольшей популярностью.

Бубинга (Bubinga)
Такое дерево характеризует красно-коричневый цвет и в основном оно распространено в Африке. Благодаря яркому и теплому звучанию, хоть и немного шероховатому, довольно часто применяется при производстве музыкальных инструментов. Из бубинги для бас-гитар делают грифы и деки, потому что древесина тяжелая, а для электрогитар – корпуса.

Венге (Wenge)
Есть еще одна порода твердой древесины, которая имеет красивый окрас. Венге отлично подходит при производстве накладок грифа. По своим характеристикам обладает очень высоким сопротивлением к изгибу и удару, имеет грубую текстуру. Это очень стойкая древесина. Обладает ярким звуком, имеет достаточно длинный сустейн, выразительный верхний и богатый средний диапазон частот. Гитары, изготовленные из венге, хорошо подходят для исполнения любого стиля музыки.

Гондурасский махагони – порода очень харизматическая, из нее делают большинство американских гитар. В наших краях довольно редкое красное дерево, потому что на сегодняшний день эта порода занесена в Красную книгу и довольно дорогая при транспортировке. Схожее с ним дерево – не менее ценный кубинский махагони, не попадающий в США по понятным причинам.

Грецкий орех (Walnut)
Древесина плотная и тяжелая. По звучанию грецкий орех можно охарактеризовать так: теплый тембр, верх и средние частоты наиболее выражены, но акцент в основном на середине, а верхние приглушены по сравнению со средними.

Зебровое дерево (Zebrawood)
Ещё называют «зебрано», дерево произрастает только в Камеруне и Габоне. Такое название древесина получила благодаря окрасу, где полосы от темно-коричневого до песочного цвета перемежаются между собой. Зебрано достаточно тяжелая древесина и чаще применяется для ламинирования деки. По звучанию подобна клену.

Зирикот (Ziricote)
Плотная и тяжелая порода дерева темно-коричневого оттенка, иногда чёрного с текстурой похожей на паутину. Используется исключительно для ламинирования деки гитары, а не для ее изготовления. Имеет хороший резонанс по всему спектру частот, но верхние частоты слегка приглушены, благодаря этому зирикот относят к теплозвучным породам древесины.

Коа (Koa)
Это редкая порода древесины, которая произрастает на Гавайских островах. По цвету и звучанию эта древесина похожа на красное дерево. Низкие частоты звучат слабо, но чисто, высокие смягчены, а средние наиболее ярко выражены. Динамический диапазон довольно узкий, т.е. несколько компрессированный.

Корина или Лимба (Korina/Limba)
Ареал произрастания этого вида дерева – тропики Западной Африки. Эта древесина имеет великолепный цвет, легкая в обработке и хорошо полируется. Бывает двух видов:

Черная лимба имеет оливковый цвет с черными прожилками и по тяжести относится к средним сортам. Белая лимба имеет характерный зеленовато-желтый цвет древесины. Относится больше к сортам тяжелого дерева.

Помимо цвета рисунка больших различий между ними нет. Корина более динамичная, чем красное дерево, но все же схожа с ним по звучанию, а в диапазоне СЧ имеет наиболее яркий звук. Самый знаменитый пример использования этой древесины – гитары производства фирмы Gibson, особенно их знаменитая модель Gibson Flying V. Это дерево чаще всего применяют для изготовления грифов и корпусов.

Клен (Maple)
При производстве гитар используют европейский и американский (hard maple) клен. Американский в отличие от европейского клена обладает более плотной структурой и удельным весом, а также он более жесткий и хрупкий.  Даже можно сказать так, что клен, как древесина для производства гитары, в большинстве случаев ценится не за акустические свойства, а за декоративные и механические. Замечательная упругость и твердость позволяет  занимать клену лидирующее место в качестве основного сырья при изготовлении грифов электрогитар, а вот большое количество фактурных рисунков делает это дерево незаменимым в производстве декоративных топов.

Помимо всего прочего, топ из клена позволяет существенно обогатить звучание основного  материала гитарной деки  ВЧ составляющей. И несправедливо было бы сказано, что этим его использование и ограничивается – вот например, небезызвестные гитары Rickenbacker, практически целиком изготовленные из клена. А вот область применения клена – накладки на гриф, изготовление самих грифов, а также топов и корпусов электрогитар.

Махагони (Mahogany)
Характерной чертой махагони является красивый рисунок с ярко выраженным продольным свилем, глубоконасыщенные цвета, от красно-коричневого до темно-бежевого. Тяжелее ольхи, но легче клена. Об акустических свойствах можно сказать, что у такой древесины наиболее выраженная нижняя середина, которая придает звучанию гитары «мясную» плотность.

Махагони чаще всего используют с различными топами, хорошо подчеркивающими диапазон высоких частот гитары, и применяют при изготовлении корпусов и грифов электрогитар. Изготовленные гитары из цельного куска такого дерева отлично подойдут для рок-музыки, благодаря хорошей атаке и сустейну и теплому тембру. Высокие частоты более мягкие, легкий акцент на средних, и выраженные низкие. В гитаростроении основными часто применяемыми породами древесины являются:

Африканский махагони (Кайя) – обобщенное название родственных подвидов красной древесины, которые произрастают на территории Африки.  По своим характеристикам отличаются несущественно, в основном по плотности. «Кайя» (Khaya) — коммерческое название, которое в основном применяется по отношению к древесным сортам, а вот более тяжелые обычно называют «махагони». Акустические параметры аналогичны гондурасскому махагони.

Красное дерево (Redwood) - эта древесина характеризуется как твердая и плотная с волокнистым рисунком и коричневато-розовым оттенком. Ее применяют для ламинирования в качестве топа или шпона. Красное дерево обладает теплым тембром, хорошо резонирует, имеет бархатное звучание с выраженной серединой, глубоким низом и приглушенным верхом.

Существует и много других пород красного дерева, которые тоже неплохо подходят для производства гитар, мербау, сапели, косипо и другие. У этих пород  достаточно высокая плотность, но поры меньше, чем у гондурасского махагони или кайи, а инструменты получаются из них увесистыми.

Лайсвуд (Lacewood)
Это дерево, растущее на территории Австралии, имеющее довольно интересную текстуру древесины, которая напоминает змеиную кожу, где участки более светлые окружены полосами красновато-коричневого цвета. Благодаря такой фактуре часто применяется в качестве шпона (лист древесины толщиной менее 3 мм). Звучание гитары из такого дерева будет плотным в низких частотах, наиболее ярким в верхнем диапазоне и сложным в средней части.

Липа (Basswood)
Это дерево по своим свойствам слегка похоже на ольху, но при этом может иметь немного глуховатое звучание за счет более рыхлой и мягкой древесины, которая при сильном нажатии легко продавливается, поэтому для ее защиты применяют твердые лаки. Сустейн у гитары из липы на всем протяжении будет ровный, ВЧ и НЧ смягчены. Благодаря этому лучше выделен основной тон и ярко выражена средняя часть спектра. Для исполнения металла и рока больше всего подойдет гитара с декой из американской липы.

До недавних пор считали, что липа подходит лишь для недорогих студенческих электрогитар, однако в скором времени японская фирма Ibanez в тандеме с известным гитаристом Joe Satriani развеяли этот распространенный миф, тем самым они показали всему миру, как может звучать такая гитара с хорошей электроникой в руках профессионала. И поэтому липу применяют только при изготовлении корпусов.

Ольха (Alder)
Самая распространенная и очень популярная порода древа для производства и изготовления электрогитар и бас-гитар. В основном все известные производители (Jackson, Fender, Washburn,  Ibanez  и многие другие) на сегодняшний день имеют в своей линейке гитары из ольхи. Пожалуй, исключением из этого списка, будут консерваторы из Gibson.

Благодаря отличным резонансным характеристикам, почти по всему диапазону частот (слегка более выраженных в верхах) ольха пользуется большим спросом при изготовлении электрогитар, в частности при производстве корпусов. Дерево легкое, желтовато-коричневого цвета со слабовыраженными годовыми кольцами. Очень ценится музыкантами за хорошее звучание. Ольха отлично резонирует и имеет сбалансированный тембр по всему диапазону частот.

Падук (Padouk)
Эта древесина чаще всего применяется для отделки или украшения деки, нежели для ее изготовления. Имеет фиолетово-красный цвет, реже – оранжевый, который со временем темнеет. На ощупь древесина маслянистая, а звучание у нее яркое и чистое.

Палисандр (Rosewood)
Палисандр относится к породам тропических деревьев, причем самых тяжелых, и поэтому применяется в основном для накладок грифа, но реже всего – для изготовления деки электрогитары. Всего существует несколько разновидностей этой древесины, основными из них считаются бразильский, индийский и африканский палисандр, которые отличаются друг от друга в основном только цветом. Дерево темно-коричневого цвета с красивыми красноватыми или темно-фиолетовыми прожилками. Текстура поверхности маслянистая, благодаря этому среди всех деревьев у палисандра самый теплый звук. Сочное звучание, верхние частоты приглушены, а по всему спектру хороший резонанс.

Тополь (Poplar)
Такая порода дерева считается самой распространенной при изготовлении бюджетных гитар, потому что лучше всего подходит для универсальных гитар и стоит достаточно дешево. Звучание у гитары из такой древесины будет чистым с преобладающими средними частотами.

Ясень (Ash)
Традиционным деревом для гитар также является и ясень. Звонкое и прозрачное его звучание нам знакомо благодаря гитарам Fender. Это дерево очень музыкальное. Невероятно, но из одного и того же ствола разные части дерева могут звучать совершенно по-разному, и не возможно в связи с этим найти гитары сделанные из ясеня, которые бы имели одинаковый звук.

Ясень болотный
Довольнолегкий, прочный с крупными порами материал,  который прекрасно подходит для цельнокорпусных гитар.

Ясень белый
В отличие от болотного, слегка тяжелее и немного «зажат» в акустических характеристиках, но при всем этом имеет хорошие декоративные особенности за счет нужного контраста различных слоев дерева. Ясень в основном применяют при производстве топов и корпусов для гитар.


Читайте также:

- Как выбрать бас гитару?