Что такое «педаль эффектов»?
Педаль эффектов (примочка, педаль) — электронное устройство, предназначенное для обработки звука музыкального инструмента. Проще говоря, небольшая квадратная коробочка, которая обычно стоит на полу перед гитаристами во время концерта. Включается или выключается при нажатии.
Примочки используют изменения звука гитары. Чистый, необработанный звук все реже используется в современной музыке. Музыканты по всему миру постоянно экспериментируют с различными эффектами, чтобы найти свое «звучание», и басисты не исключение. Басовые эффекты нужны не только для того, чтобы приблизить звучание бюджетного инструмента к высокому качеству, но и для того, чтобы добавить новых красок в уже известную мелодию.
Как выглядят педали эффектов?
Любой эффект можно выполнить в виде аналоговой педали в отдельном корпусе. Напольный или, реже, гитарный настольный процессор сочетает в себе множество цифровых примочек в одном устройстве. Существуют также стоечные варианты процессоров эффектов и мультиэффектов, которые размещаются в аппаратной стойке.
Отдельная примочка "заточена" под один эффект, поэтому качество последнего обычно несколько выше эффектов процессора. Если вы знаете, как вы хотите обрабатывать звук вашей бас-гитары, то вам подойдет отдельная педаль.
Отдельная басовая примочка стоит в среднем от 100$ до 200$ в зависимости от марки, качества звука и богатства настроек.
Если примочка рассчитаны на один эффект, то качество последнего будет выше эффектов процессора.
Преимущества:
- недорогая цена.
- Компактность.
- удобство в использовании при «живом» исполнении.
- Аналоговый звук.
Недостатки:
- Обычно только один эффект.
- При использовании 2-х и более педалей возникают трудности с переключением.
Эффект процессоры для бас-гитары
Напольный гитарный процессор эффектов сочетает в себе множество цифровых эффектов, эмуляторов усилителей и прочих полезных примочек для бас-гитары в одном корпусе. Процессоры подходят для музыкантов, которые хотят экспериментировать с разными звуками, использовать разные эффекты и их комбинации в одном устройстве. Напольный процессор сочетает в себе множество эффектов и полезных примочек.
Преимущества:
- Много эффектов в одном корпусе.
- Возможность играть в наушниках без использования комбо.
- Встроенный тюнер для настройки гитары.
- Возможность подключения инструмента напрямую к пульту ДУ или линейному входу звуковой карты.
Недостатки:
- Цифровой звук обычно уступает аналоговому.
- Некоторые топовые модели довольно большие.
Речные процессоры эффектов
Реечные процессоры используются для работы в студии. Приемлемого на концерте качества звучания педалей недостаточно для студийной записи: педаль фонетическая, имеет низкое отношение сигнал/шум, иногда щелкает при переключении и т.п. Реечные устройства предназначены в первую очередь для звукорежиссера, а не для музыканта-исполнителя. У них больше возможностей по настройке параметров звука, чем у концерта. Некоторые речные процессоры имеют ножевой контроллер. А здесь устройством управляет музыкант. Цены на такие процессоры самые высокие.
Преимущества:
- Качество звука.
- Удобство во время работы в студии.
Недостатки:
- Цена.
- Не удобно использовать в "живом" исполнении.
Типы эффектов
Может показаться, что существуют сотни различных примочек, но на самом деле все они являются модификацией нескольких основных эффектов. Эти эффекты можно разделить на четыре категории, которые мы обсудим ниже. Мы будем говорить только об эффектах, которые чаще всего используются басистами.
Эквалайзер.
Устройство меняет баланс между разными частотами, что помогает сделать звучание инструмента чище и приятнее. Например, если усилитель хорошо усиливает низкие частоты и плохо средние, в результате получится "грязный" невнятный звук. В этом случае небольшое ослабление низких частот и поднятие середины сделают звук ярче. На нашем You Tube канале выложен видео обзор самого популярного басового эквалайзера:
Динамические процессоры.
Эти устройства работают с динамикой (громкостью и мягкостью) сигнала.
Компрессор
Компрессор уменьшает динамический диапазон сигнала, усиливая слабые ноты и ослабляя сильные. То есть как бы сглаживая сигнал, делает переход от ноты к ноте более последовательным.
Компрессор любят начинающие музыканты: он сглаживает ошибки их игры. Однако опытные исполнители часто используют этот эффект для баса. Необходимость в устройстве может возникнуть, например, при использовании разных методик приема звука. Как вариант? при переходе от игры пальцами в районе звукоснимателей к слэпу (слэпу) заметно прибавляется уровень громкости. Если есть переход на игру пальцами, это будет восприниматься как провал звучания бас-гитары.
Ограничитель
Лимитер сглаживает пики в игре басиста, делая звук более плавным без потери динамики. Педаль хорошо показывает себя в технике игры вслепую и поп-рок. Этот эффект, в отличие от компрессора, не будет подтягивать слабо звучащие ноты, а лишь «срезает» пики при активной игре. Но основной сигнал останется нетронутым.
Производящий шум
Шумоподавитель делает тихий звук еще тише. Он может подавлять фоновый шум, когда вы не играете.
Вау-вау
Вау-вау («вау-вау», «квакушка») — звуковой эффект, позволяющий динамически менять тон. По сути устройство представляет собой параметрический фильтр, в котором педаль изменяет центральную частоту пика.
Синтетические эффекты
Distortion
Дисторшн — в переводе с английского как «искажение» или «нарушение». Это всем известный рев гитары - резкий и брутальный. Искажение считается синтезирующим эффектом, поскольку оно, как и прежде, добавляет к высокочастотному сигналу. В результате звук становится более грубым и «сырым», хотя отдельные экземпляры при работе с бас-гитарой создают очень приятное звучание. У большинства искажений есть двухполосный эквалайзер и регулятор баланса между «чистым» и перегруженным звуком, чего нет у гитарных приводов.
Overdrive
Овердрайв — это подвид искажения, имитирующий перегрузку лампы. Это плавное амплитудное ограничение, когда вершины синусоиды срезаются не по прямой линии, а плавно закругляются. Можно смело сказать, что овердрайв — это легкое искажение. Это добавит «хруст» к звуку вашей бас-гитары.
Фузз
Фузз (fuzz) — еще один родственник дисторшна. Это очень сильная перегрузка звука. Так как фузз резко меняет звучание гитары, его хорошо использовать во время вступления или соло.
Octaver
Octaver (октавер) — добавляет к сигналу его копию, которая выше или ниже основного тона на одну или две октавы. Эффективная вещь, если вы играете высоко на грифе. Вы можете переходить от высоких нот к низким, не теряя времени. При использовании октавы создается впечатление, что вместо одного инструмента играют сразу два в разных октавах.
Бас-синтезатор
Бас-синтезатор (basssynthesizer) объединяет в одной педали множество звуков аналоговых синтезаторов. Он трансформирует классическое звучание бас-гитары в современное и оригинальное, что используется в самых прогрессивных направлениях музыки.
Отсроченные эффекты
Задержка
Задержка (delay) — звуковой эффект, имитирующий явное затухание выходного сигнала. Он формируется таким образом. Добавляется одна или несколько копий выходного сигнала с задержкой по времени.
По принципу действия задержка похожа на реверберацию и отличается от нее только временем задержки, которое длится не менее 50-60 миллисекунд (мс).
Chorus
Хор имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов. Эффект реализуется путем добавления к выходному сигналу собственной копии, сдвинутой по времени на 20-30 мс, причем время смещения постоянно меняется. Создается впечатление, будто играют несколько басистов.
Фленджер
Фленджер похож на звук. Принцип действия аналогичен хорусу, но отличается от него временем задержки (5-15 мс) и наличием обратной связи (обратной связи).
Дополнительные педали
Ди боксы
Ди-боксы Представляет собой трансформатор с усилителем. Незаменим на концертах при подключении к линии дистанционного управления. Выравнивает сопротивление и входной/выходной сигнал, убирает шумы. Dibox часто встраивается в басовые предусилители или процессоры.
Предусилитель
предусилитель Это связующее звено между инструментом и усилителем. Он придает основной окрас звуку. Предусилитель почти всегда используется во время студийной записи. Применение в концертной практике или на репетициях зависит от класса усилителя, отчасти от самого инструмента (многие современные бас-гитары имеют встроенный активный темброблок с предусилителем) и, вероятно, от привычки.
Как подключить педали эффектов?
Простейшая схема подключения выглядит так: провод бас-гитара-примочка-провод гитары-усилитель.
Если вы используете несколько эффектов, между каждым из них должна быть дополнительная гитарная струна. Работа с процессором не требует лишних проводов, ведь все эффекты будут в одном устройстве.
Продвинутые музыканты используют так называемую fx loop: подключают какие-то примочки после предусилителя, но уже к усилителю.
Схема подключения петля эффектов
Цепочка эффектов
При создании цепочки воздействий важна последовательность подключения примочек. Обычно ставят коробку и компрессор, перегружают улучшенным оптимизированным сигналом, подключают модуляторы и синтезаторы. Эквалайзер может стоять как в начале, так и в конце цепочки.
Такие эффекты, как хорус и дилэй, должны применяться с особой осторожностью. Без дополнительной подрезки нижней частоты на выходе может быть звуковая каша. Помните: барабаны и бас-гитара — основные инструменты ритм-бэнда.
Существуют различные способы обрезки нижней частоты для прохождения звука через хорус и дилэй. Проще всего немного подрезать бас на инструменте или эквалайзере (он обычно возглавляет цепочку эффектов). Элегантнее и правильнее поставить перед эффектом еще одно электронное звено в виде активного кроссовера. Последний делит сигнал на две составляющие. Он пропускает нижнюю полосу мимо эффекта халата, и эта полоса поступает на вход следующего звена эффектов. То есть. эффект работы работает только с верхней полосой. Таким образом удается сохранить специфику звучания бас-гитары.
Аксессуары
Итак, вы узнали, как можно сделать педали эффектов, сами выбрали эффекты и поняли схему их подключения. Теперь поговорим о том, какие устройства нужны для работы схемы.
Гитарный кабель
Гитарный кабель - главный выключатель примочек. В самом простом случае вам понадобится два провода: от баса к эффекту и от эффекта к усилителю. Ссылки на товары в каталоге.
Блок питания
Для подключения педалей или процессоров к сети 220 В требуется блок питания, так как он обычно не входит в комплект. Ссылка на товар в каталоге.
Педалборд
При использовании нескольких отдельных педалей может потребоваться педалборд. Это специальная сумка, или чехол, для удобной переноски и хранения педалей. В педалборде они всегда будут соединены друг с другом и останется только подключить к ним бас.