Тарелки — ударный музыкальный инструмент с неопределённой высотой звучания. Тарелки для ударных известны с древнейших времен, встречаясь в Китае, Индии, позже в Греции и Турции.
Представляют собой диск выпуклой формы, изготовленный из особых сплавов путём литья и последующей ковки. В центре тарелки имеется отверстие, предназначенное для закрепления инструмента на специальной стойке или для прикрепления ремня.
Тарелки, вместе с увеличением группы ударных в оркестре, вероятно, впервые появились в партитурах Глюка. В конце XVIII века, в период Гайдна и Моцарта тарелки (вместе с большим барабаном и треугольником) в оперных партитурах встречались редко, только с целью отразить варварский или турецкий колорит (см. Янычарская музыка). В симфониях они встречаются единственный раз, в «Военной Симфонии» Гайдна, что было исключением для того времени. В концертных произведениях второй четверти XIX века тарелки требуются всё чаще и чаще, уже практически во всех партитурах. Берлиоз жаловался на несовершенство оркестров того времени: «Тарелки всегда были либо треснутые, либо выщербленные». В последние десять лет XIX века в качестве нового эффекта в оркестре становятся резкие удары по тарелке палочкой или «гвоздём» от треугольника. Дебюсси в своих партитурах извлекает очень тонкие эффекты, едва уловимое тремоло тарелок, появляющееся и исчезающее.
Среди основных приёмов игры: удары различными палочками и колотушками по подвешенным тарелкам, удары парных тарелок друг о друга, игра смычком. Звук прекращается от прикладывания музыкантом тарелок к своей груди.
Как правило, удары тарелок приходятся на сильную долю, одновременно с большим барабаном. Их партии пишутся рядом. Звук тарелок в forte резкий, блестящий, дикий, в piano — таинственно шелестящий и гораздо мягче. В оркестре тарелки прежде всего динамически подчёркивают кульминацию, но нередко их роль сводится к красочной ритмике или специальным изобразительным эффектам.
Одним из старейших производителей тарелок и музыкальных инструментов в целом, является Avedis Zildjian Company, основанная Аветисом Зилджияном в 1923 году.
На жаргоне музыканты иногда называют комплект тарелок «железом»
Строение тарелок
Если взять тарелку в руку, присмотреться, а также погладить и пощупать :-), мы определенно увидим купол. В самой середине купола обычно располагается отверстие, необходимое для крепления тарелки. Рядом с куполом находится тело тарелки, так называемая ride-зона. Край тарелки тоньше, его называют ударной или crash-зоной.
Все три части (зоны) тарелки в руках настоящего барабанщика превращаются в игровое пространство. И если у вас все в порядке с головой и фантазией, вы сможете удивить окружающих не просто виртуозной игрой, но и количеством разнообразных звуков, извлекаемых из раскатанной болванки, ставшей произведением искусства — тарелкой, которую вы держите в руках!
Итак, барабанщик может ударить в одну из трех зон, от которых зависит звучание тарелки:
- игра в купол рождает колокольный звук, отличающийся от остальных. Это улучшает динамику игры;
- игра в ride-зоне раскрывает звук тарелки не сразу. Это так называемый ping с обертонами, присущими именно этой тарелке, поэтому здесь звучание более четкое. Ударяют сюда в основном головкой палки и ведут ритмическую партию (например, во время припева);
- игра в crash-зоне демонстрирует полный звук тарелки. Это ее самая тонкая и громкая часть, так что здесь четкость снижается за счет увеличения громкости. Сюда музыкант лупит постоянно, выделяя синкопы, стоп-таймы, начало или конец песни. В край можно рубить, чтобы поднять динамику исполнения на самый громкий уровень.
Современные барабанщики, когда играют соло на тарелках, могут также после удара в край в ритме композиции прислонять к цоколю ладонь и делать звуковую волну (попробуйте!).
Что влияет на звучание тарелки?
Два параметра, влияющих на звучание тарелки, – это размер и ее вес (толщина).
Размер тарелки – это ее диаметр, который измеряют в дюймах и обозначают значком ". Тарелки с большим диаметром используют на больших площадках, так как они могут прокачать звучание вашего сета, а вот тарелки с маленьким диаметром более взрывные. Но на больших площадках они пропадают, теряются, хотя в небольшом клубе их будет достаточно слышно. Значение также имеет размер купола: тарелки с более крупными, более профилированными куполами производят больше обертонов, поэтому играют звонче и громче.
Вес (толщина) влияет на громкость звука, общее звучание и мощь тарелки. Тонкие инструменты имеют быструю атаку и звучат сочнее. Их хорошо использовать на тихой и средней громкостях, не ударяя во всю силу.
У тяжелых тарелок звук более широкий и громкий, ударять по ним нужно во всю силу. Тяжелые crash"и дают большую атаку и лучше прорезают, а тяжелые hat"ы и ride"ы рождают четкую и ясную артикуляцию, так что слышен каждый удар. Средние тарелки являются компромиссным решением на все случаи жизни. Но чтобы получить максимум разнообразия, лучше иметь и толстые, и тонкие тарелки.
Профиль тарелки (profile) — важный параметр: чем он больше, тем выше звучание. От сужения и толщины металла в нем (taper) зависит звук: будет ли он более crash"евым или же более ride"овым. Край тарелки может быть также изогнут вверх или вниз (такие тарелки называются сhina, или «чайники»).
Сейчас модно делать тарелки с дырками, клепками, бубенцами — это все влияет на тембр звучания и кастомизирует его. Тарелки с дырками дают звучание между china"ой и crash"ем, ride"ы с клепками хороши в джазе, они «сыплют» так, что мама не горюй! А бубенцы на hat"е подходят для безумцев, которым мало звука простого hat"а.
По форме тарелки могут быть самые разные. Купол обычно бывает в форме чаши или соска, но его размеры могут колебаться от mini-cup до половины радиуса тарелки. У распространенных видов купол чаще всего имеет форму чаши и диаметр порядка 1/5 от диаметра тарелки.
Дорогие тарелки профессиональных серий сначала отливают, затем полученные болванки куют, обрабатывают резцами, делая на поверхности так называемые звуковые борозды, от которых зависит звучание. Особо ценятся тарелки, полностью изготовленные вручную. Их комфортный и теплый звук часто называют «ламповым». Объясняется это просто: размер и расположение ударов ковки достаточно важны, и чем разнообразнее звуковые борозды, тем более сочный и интересный звук. У тарелок, произведенных вручную, расположение и сила ударов ковки более разнообразны и непредсказуемы.
Тарелки, изготовляемые машинным способом, тоже разные, но более похожи по звуку друг на друга.
Тарелки для ударных делают из самых разных сплавов. Выделяют четыре основных, но в основе каждого из них лежит медь: колокольная бронза (bell bronze), ковкая бронза (malleable bronze), латунь (brass) и нейзильбер (nickel silver — сплав меди, цинка и никеля).
Тарелки ученических серий штампуются из листовой бронзы, но и они могут пройти процесс ковки и обработки резцом. Так что в этих сериях попадаются достойные экземпляры.
Современная маркировка тарелок включает серию, вес, тип тарелки и диаметр.
Например, маркировка 16" 2002 Thin Crash говорит о следующем: 2002 – наименование серии тарелок фирмы Paiste; Thin – указание на вес тарелки; Crash – тип тарелки.
Вес тарелки, как правило, обозначают так:
- extra-thin (сверхтонкий) или paper-thin (тонкий как бумага);
- thin (тонкий);
- medium thin (полутонкий);
- medium (средний);
- medium heavy (полутяжелый);
- heavy (тяжелый);
- extra-heavy (сверхтяжелый).
Иногда можно встретить такие обозначения веса:
- studio (для студии – medium thin, полутонкий);
- stage (для концерта – medium heavy, полутяжелый);
- rock (для рока – heavy, тяжелый);
- power (мощный – heavy, тяжелый);
- metal (для металла – extra-heavy, сверхтяжелый).
Также маркировка может содержать следующие слова: bell (колокольный), bright (яркий), brilliant (блестящий), crush (сокрушительный), dark (мрачный), deep (глубокий), dry (сухой), fast (с быстрой атакой), full (полный), fusion (фьюжн), light (легкий), power (мощный), projection (прорезающий), thrash (пробивающий), tight (плотный), trash (грязный).
Виды тарелок
Тарелки типа крэш (crash)
Звучат мощно и используются в основном для акцентов, в оркестрах играют парами (звук извлекают путем удара тарелок друг о друга).
Тарелки типа крэш (crash)
Тарелки crash могут быть самого разного веса, от тончайших до очень тяжелых, но край тарелки всегда достаточно тонкий. Для профиля этих тарелок характерна наибольшая толщина у купола, плавно уменьшающаяся к краю, за счет этого crash’и имеют плотный широкополосный звук. Типичный размер (диаметр) – 16" или 18". Крупные производители предлагают тарелки от 14" до 20", а при выполнении на заказ диаметр может быть от 8" до 28". Пары оркестровых тарелок обычно имеют диаметр от 16" до 21".
Тарелки типа хай-хэт (hi-hat)
Hi-hat представляет собой пару тарелок (по профилю таких же, как crash, но обычно немного толще), закрепленных на специальной стойке с ножным механизмом, позволяющим ударять одной тарелкой о другую. Различают открытое и закрытое положения. Звук извлекают как ударом палочки в обоих этих положениях, так и путем нажатия ногой на педаль, вследствие чего тарелки ударяются друг о друга. Некоторые барабанщики используют два crash"а и пытаются тем самым добиться звучания старых шипящих hat"ов середины XX века. Также иногда встречаются hat"ы с отверстиями в нижней тарелке и изогнутой поверхностью. Эти технические ухищрения способствуют быстрому оттоку воздуха и более четкому звучанию.
Обычно используются 13" и 14" тарелки, а для тяжелой музыки встречаются и 15".
Тарелки райд (ride)
Ride применяют для обозначения тарелок из ударных партий. Раньше производители не делили тарелки на ride"ы и crash"и, их просто разделяли по весу и диаметру. Каждый музыкант сам выбирал, какая тарелка и для чего подойдет ему в игре.
Чем больше и толще ride, тем лучше он звучит в более громкой музыке. В отличие от crash’ей край тарелки ride обычно достаточно толстый.
Чаще всего встречаются ride’ы диаметром 20", но стандартными считаются размеры от 18" до 22". Крупные производители изготовляют ride’ы диаметром от 16" до 26".
Тарелки типа сизл (sizzle)
Тарелки типа sizzle (в переводе с англ. «шипеть», «шкварчать») – это ride"ы, к которым для изменения звучания добавлены какие-либо «погремушки», чаще всего заклепки или цепочки. Подобные тарелки, которым прочили великое будущее в конце 1980-х и начале 1990-х, пережили пик своей популярности, так и не став заменой ride-тарелкам.
Тарелки типа сплэш (splash)
Очень тонкие и маленькие тарелки. Их толщина не меняется от цоколя к краю, поэтому издают они шипящий акцентированный звук.
Splash-тарелки используются для игры акцентов, чаще всего синкопированных, причем играют по ним очень жестко.
Диаметр splash-тарелок — от 6" до 12", самые популярные размеры — 8" и 10".
Тарелки типа чайна (china)
Тарелки имеют грязное громкое звучание. Их край вывернут наверх против основного направления изгиба тела, которое само практически не меняет толщину от купола к краю. В ударной установке они считаются эффект-тарелками, предназначенными для игры как crash-, так и ride-партий. Но для последних нужен купол, поэтому некоторые china кажутся вывернутыми. Барабанщик Rolling Stones Charlie Watts использует china вместо crash, и его это не смущает. К тому же он вешает тарелку неправильно, выгнутым краем вверх, как будто специально хочет расколоть ее палкой. Но в звуковой палитре коллектива это звучит потрясающе.
Тарелки china выпускаются с диаметром от 6" до 27". Тарелки размером 12" и менее часто называют china splash или mini chinese.
Тарелки типа swish и pang
Это тарелки так называемой китайской группы, предназначенные для игры ride-партий. Они появились в результате сотрудничества Gene Krupa и фирмы Avedis Zildjian Company.
Swish чаще всего используют с клепками, что придает звучанию мощные грязные оттенки. Обычные размеры для тарелок swish – от 16" до 22", а для pang – от 18" до 20".
В конце XX века интерес к этим тарелкам совсем упал, однако в начале 2000-х они снова появились в каталогах ведущих производителей, например, Zildjian и Paiste, а pang-тарелки можно приобрести у несколько менее известных фирм, например, Istanbul.
Как ухаживать за тарелками
На рынке есть огромное количество специальных моющих составов. Они действительно хорошо справляются со своей задачей, но стоят довольно дорого. Поэтому можете воспользоваться обычным хозяйственным мылом и поролоновой губкой. Главное — не использовать жесткие или металлические средства (это поставит крест на внешнем виде, равно как и на звучании тарелки). Мойте тарелку под струей воды плавными движениями по кругу, начиная с центра и увеличивая диаметр. Когда удалите все следы от палок и пальцев, протрите тарелку мягкой тканью и дайте ей высохнуть до конца.
Если совершать эту процедуру после каждого концерта, тарелка долго будет выглядеть достойно.
Еще несколько полезных советов:
- Хранить тарелки лучше в горизонтальном положении. Если ставить их вертикально, рано или поздно они покоробятся.
- Не стоит класть тарелки друг на друга. Если в этом все-таки есть необходимость, прокладывайте между тарелками слой мягкой ткани.
- Не экономьте на чехле для транспортировки: он поможет сохранить хрупкие тарелки.
Актуальные модели: тарелки для ударных установок