Обзор Dubreq Stylophone S1

Обзор Dubreq Stylophone S1

Есть что-то странно очаровательное В Stylophone.
На первый взгляд он выглядит как ретро-футуристический гаджет из каталога игрушек 1960-х годов — карманная клавиатура, на которой вы играете стилусом, издавая грубые, роботизированные тоны через встроенный динамик. Но копните немного глубже, и вы обнаружите, что это не просто новинка. Stylophone использовался такими артистами, как Дэвид Боуи и Kraftwerk, появлялся в бесчисленных видеороликах на YouTube и каким-то образом — несмотря на все трудности — остается самым продаваемым синтезатором на Amazon. Но почему? В эпоху мощных программных синтезаторов, безумия Eurorack и портативных грувбоксов, что же такого в этой жужжащей маленькой коробочке, что заставляет людей нажимать «добавить в корзину»? Действительно ли она полезна или просто забавная настольная игрушка? В этом обзоре мы более подробно рассмотрим, что на самом деле представляет собой Stylophone, почему он продолжает находить свое место в студиях и рюкзаках, и стоит ли брать его для своей собственной установки — даже если это всего лишь ради какой-то странной lo-fi звуковой конструкции.

Что такое стилофон на самом деле?
Стилофон — один из тех редких инструментов, которые каким-то образом существуют вне времени. Впервые выпущенный в 1967 году британским изобретателем Брайаном Джарвисом, он позиционировался как карманный синтезатор для широких масс — доступный, футуристический и простой в использовании. Клавиши не используются в традиционном смысле; вместо этого используется стилус с металлическим наконечником, который касается напечатанной на клавиатуре полосы, замыкая цепь, которая и создаёт его характерный жужжащий звук. Он выглядит как диковинка, звучит как неисправный робот, и всё же... он в каком-то смысле крут.

Хотя многие впервые столкнулись с ним как с игрушкой (особенно в Великобритании), он незаметно завоевал популярность на улицах благодаря культовым появлениям. Дэвид Боуи, как известно, использовал его в Space Oddity, а экспериментальные музыканты продолжают использовать его ограничения для создания своего сырого, странного характера. Сегодня его выпускает Dubreq (оригинальный бренд, возрождённый) и он стал мировым хитом, чему способствовали ностальгия, вирусность в TikTok и тот факт, что он очень дешёвый по сравнению с большинством синтезаторных устройств.

Сейчас существует несколько версий. Классический Stylophone S1— самый простой, с тремя простыми тембрами, переключателем вибрато и выходом для наушников. Stylophone Gen X-1 добавляет такие функции, как фильтр нижних частот, LFO и управление огибающей, что делает его более универсальным для настоящего саунд-дизайна. Есть также Stylophone Beatbox — ритм-ориентированный вариант, позволяющий запускать перкуссионные сэмплы. Но независимо от того, выбираете ли вы классику или более продвинутый, основная привлекательность остаётся неизменной: это тактильный, необычный и откровенно низкокачественный инструмент.

Почему это круто (несмотря на ограничения)
Stylophone может показаться игрушкой — и в каком-то смысле так оно и есть — но именно это делает его таким увлекательным. Никаких переходов по меню, сохранения патчей, никаких экранов. Вы берёте его в руки, прикасаетесь стилусом к ленте — и мгновенно получаете этот суровый, жужжащий синтезаторный звук. Он мгновенный и сырой, чего не может большинство современных устройств. Эта лоу-файная текстура стала частью его очарования, и продюсеры в таких жанрах, как инди-поп, вейпорвейв и экспериментальная музыка, нашли способы использовать его как источник индивидуальности, а не просто как фишку.

Что действительно делает Stylophone великолепным, так это то, насколько странно он звучит, когда вы начинаете его искажать. Подключите его к DAW, наложите эффекты — дисторшн, дилей, гранулярную реверберацию — и внезапно вы получаете дикие, неземные соло, блеющие духовые синт-духовки или хрустящие басовые удары. Некоторые даже сэмплируют отдельные ноты и создают собственные инструменты в своих сэмплерах. Stylophone — один из тех инструментов, которые расцветают в неожиданных ситуациях, особенно когда вы стремитесь к текстуре и настроению, а не к точности и отточенности.

И, честно говоря, отчасти его привлекательность заключается в том, насколько он компактен и портативен. Необязательно быть «профессионалом» в игре на нём. Это инструмент, который можно оставить на столе, взять между электронными письмами и в итоге записать несколько необычных риффов. Он располагает к игре.

В мире излишне отшлифованных пресетов плагинов сырые синтезаторные тона Stylophone — словно глоток свежего воздуха. Для тех, кто устал от сложных настроек и перегрузки плагинами, это напоминание о том, что музыка может быть забавной, мгновенной и странной — и это очень хорошо.

Чего не стоит от него ожидать
Как бы ни был прекрасен Stylophone, важно понимать, что вы приобретаете, ведь это далеко не мощный синтезатор. Во-первых, он монофонический, то есть может играть только одну ноту за раз. У него нет MIDI, нет памяти патчей и, конечно же, нет чувствительности к скорости нажатия. Играть мелодии может быть немного неуклюже, особенно на сенсорной полосе оригинальной модели, которая не всегда точна. Немного попрактиковавшись, можно играть в унисон, но это не то, что нужно для сложных партий или живых выступлений.

Встроенный динамик, хоть и является частью его очарования, примерно так же хорош, как и ожидаешь от устройства размером с кусок мыла. С ним приятно поваляться на диване, но если вы захотите записать что-нибудь полезное, вам придётся тянуться к наушникам или линейному выходу. Даже в этом случае вы будете иметь дело с шумным, нефильтрованным звуком, который, возможно, потребуется очистить или придать форму после того, как он попадёт в вашу цифровую звуковую рабочую станцию. Не ждите насыщенного аналогового тепла или безупречной цифровой чёткости — это просто жужжащая коробочка, полная хаоса.

Но… если вы ожидаете полнофункциональный синтезатор, он покажется вам ограниченным. Он не заменит ваш Minilogue, программные синтезаторы или даже Volca. Stylophone скорее похож на блокнот для рисования или полку для специй для саунд-дизайна. Он отлично справляется со своей странностью и специфичностью, но если вам это не по душе, вы можете обнаружить, что, потянувшись за ним один раз, вы забываете его в ящике стола.

Заключительные мысли: стоит ли покупать стилофон?
Stylophone не заменит ваш основной синтезатор и не станет центральным элементом вашей студии, но это никогда и не было его целью. Он необычный, дешёвый и на нём можно играть с первого взгляда. Если вы саунд-дизайнер, это отличный источник низкокачественных текстур, которые можно сэмплировать или преобразовать во что-то неузнаваемое. Если вы новичок или любитель, это простой способ окунуться в мир синтезаторов, не потратив много денег. А если вы просто любите необычные гаджеты, он будет так же хорошо смотреться на вашем рабочем столе, как и звучать через задержку и дисторшн.

Примерно за цену (хорошей) пиццы вы получаете карманный синтезатор с яркой индивидуальностью и поразительным творческим потенциалом. Он не для всех, но, поверьте, купите его, и вы, возможно, влюбитесь!