Что такое бас-гитара, история создания, основные характеристики. Способы игры на басу, и как правильно его настраивать. Советы по выбору.
Что такое бас-гитара?
Бас-гитара (электрическая бас-гитара или просто бас) — струнно-щипковый электрический музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне. На нём играют преимущественно пальцами, но допустима и игра медиатором. В сочетании с ударной установкой создаёт ритм-секцию.
Электрическая бас-гитара внешне и конструктивно схожа с электрогитарой (акустическая — с акустической), но имеет более массивный корпус и гриф, а также бо́льшую мензуру. Классическая бас-гитара имеет 4 струны, но существуют варианты и c бо́льшим количеством. 4-струнная бас-гитара настраивается по квартам от ми контроктавы, в унисон с контрабасом и на одну октаву ниже, чем строй 4 нижних струн электрогитары. Как в случае с электрогитарой, для электрической бас-гитары (а иногда и акустической, снабжённой пьезо-датчиком) требуется подключение к усилителю для игры.
Начиная со своего появления в 1950-х годах, бас-гитара практически полностью заменила контрабас в поп-музыке как инструмент ритм-секции[8]. Помимо этого, бас-гитара стала важным элементом большинства современных музыкальных жанров, причём в каждом из них может быть отдельная техника исполнения, строй и количество струн.
В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности, обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:
- большие размеры;
- увеличенное расстояние от верхнего порожка до струнодержателя (мензура) – 864 мм (34") против 650 мм у классической гитары;
- более толстые струны;
- уменьшенное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).
История бас-гитары
До изобретения бас-гитары в качестве основного басового инструмента выступал контрабас — самый крупный акустический инструмент из семейства скрипок, не считая октобаса. Этот инструмент наряду с достоинствами обладал также рядом характерных недостатков, затруднявших его широкое применение в ансамблях популярной музыки начала XX века — крупные размеры, большая масса, вертикальное напольное конструктивное исполнение, отсутствие ладовых порожков на грифе, короткий сустейн, сравнительно небольшой уровень громкости, а также довольно трудную запись из-за характеристик динамического диапазона.
Возрастающая в 1920-х — 1930-х годах популярность джазовой музыки, распространение автомобильного транспорта, увеличивающего мобильность ансамблей, а также появление технологии электронного усиления звука породили потребность в басовом инструменте, лишенном недостатков контрабаса. В этот период времени многие фирмы, производящие музыкальные инструменты, начали эксперименты по созданию такого инструмента, которые, однако, не увенчались коммерческим успехом.
Среди изобретений того времени заслуживают упоминания бас-мандолина Гибсон Мандо-бас (Gibson Style J Mando bass), производимая фирмой «Гибсон» с 1912 по 1930 годы, а также инструмент американского музыканта и предпринимателя Пола Тутмарка Электронный бас Аудиовокс № 736 (Audiovox #736 Electronic Bass), созданный им в 1936 году и имеющий многие черты современной бас-гитары, например, сплошной деревянный корпус, горизонтальное расположение инструмента при игре и ладовые порожки. Существует также контрабас-балалайка, но из-за громоздкости её использовали (и используют) ещё реже, чем контрабас (Red Elvises, Katzenjammer, Бряц Band).
В 1951 году американский изобретатель и предприниматель Лео Фендер, основатель фирмы Fender, выпустил бас-гитару Fender Precision Bass, разработанную им на основе его электрогитары Fender Telecaster. Инструмент получил признание и быстро завоевал популярность. Идеи, заложенные в его конструкции стали фактическим стандартом для производителей бас-гитар, а выражение «бас фендер» на долгое время стало синонимом для бас-гитары вообще. Позже, в 1960 году, Фендер выпустил ещё одну, усовершенствованную модель бас-гитары — Fender Jazz Bass, популярность которой не уступает Precision Bass.
Некоторое время фирма «Фендер» доминировала на рынке бас-гитар, пока конкурирующие фирмы разрабатывали и выпускали свои варианты. Один из ранних вариантов бас-гитары — выпущенная в 1955 году немецкой фирмой Höfner электроакустическая бас-гитара 500/1 (Höfner 500/1), имеющая форму скрипки. Позднее эта модель стала широко известной благодаря тому, что её избрал в качестве основного инструмента Пол Маккартни, бас-гитарист группы «Битлз». В 1950-х годах свои модели бас-гитар выпустили многие производители музыкальных инструментов, включая фирму Gibson, выпустившую басовые версии своих электрогитар Gibson SG и Gibson Les Paul.
С 1960-х годов, с появлением рок-музыки, бас-гитара становится всё более распространённым инструментом. Возникают новые разновидности — появляются электроакустическая бас-гитара и безладовая, увеличивается число струн, появляются гитары со встроенной активной электроникой, сдвоенными и строенными струнами и без головки грифа. Развивается также и техника игры на бас-гитаре — от гитары заимствуется тэппинг, бенд, появляются также специфические басовые техники, такие как слэп и игра флажолетами.
Как выбрать бас-гитару?
Цены на бас-гитары даже в бюджетном сегменте могут сильно отличаться (не берём в расчет топовые бренды, цены на эти инструменты слишком высоки). Инструменты подороже сделаны из более качественного дерева, чем более бюджетные модели. Различается и качество сборки, фурнитуры, звукоснимателей. Но в любой ценовой категории можно выбрать именно тот бас, который будет соответствовать вашим целям.
Если вы начинающий басист и пока не уверены, какой именно вам нужен звук, то советуем рассматривать инструменты с 4-мя струнами. Тип звукоснимателя самый универсальный – J (single) или же H (humbucker). Дерево, фурнитура и количество ладов в данном случае не так важны.
Для музыкантов, играющих рок, подойдут басы с 4 и 5 струнами. Тип звукоснимателя – H (humbucker) или P (split). Материал корпуса – липа или красное дерево (махагон). Активная электроника в этом стиле музыки будет не лишней. С рок-композициями отлично справляются бас-гитары Schecter.
Джаз, свинг и рок-н-ролл чаще всего играется на моделях с 4, 5 и 6 струнами. Количество ладов – 24, т. к. басисты в этих стилях не прочь поиграть соло. Тип звукоснимателя – J (single) или H (humbucker). Тип электроники чаще всего пассивный, поскольку джазмены любят традиционное звучание.
Материал корпуса – клен, ольха или ясень.
Для легкой и спокойной музыки, например для фолка, можно использовать полуакустические или электроакустические басы.