PAA 2 - универсальный тестер звукотехника, фазовая проверка, спектроанализатор, измеритель SPL, тестер шнуров, PHONIC

PAA 2 - универсальный тестер звукотехника, фазовая проверка, спектроанализатор, измеритель SPL, тестер шнуров, PHONIC

Универсальный тестер звукотехника, фазовая проверка, спектроанализатор, измеритель SPL, тестер шнуров, память. PHONIC PAA2 - небольшой по размерам прибор, так называемый аналайзер, совмещает в себе возможности сразу нескольких различных приборов. Это, конечно же, в первую очередь анализатор спектра, измеритель звукового давления, генератор шумов, проверка фазировки акустических систем и ещё многое, многое другое. И всё это работает в реальном времени!


PHONIC PAA 2

Габариты у PAA2 действительно карманные, без натяжки. Размеры по корпусу примерно 150 х 80 х 40 мм, вес 340 г (легче, чем номер журнала, который у вас сейчас в руках). Для удобства работы «в поле» прибор комплектуется чехлом, но не с наплечным ремнём, как фронтовая радиостанция, а со шлёвкой для ношения на поясе, как мобильник.

Питание прибора — от четырёх батареек АА или же, разумеется, от сетевого адаптера. Последним желательно пользоваться всегда при работе в стационаре, то есть при сбросе данных на компьютер, поскольку от одного комплекта батареек прибор проработает часа 4 (проверено). Так что очень кстати, что режим питания можно запрограммировать так, что после 15 минут бездействия (не нажата ни одна кнопка) прибор выключается. Шнура же для питания от прикуривателя не предусмотрено (по понятной причине: создатели прибора о его работе в машине и не думали), и это, разумеется, недостаток, что уж говорить.

Итак, расчехляем обновку и смотрим, что есть, чего нету. Большую часть лицевой панели занимает ЖК-дисплей, обычной, желтовато-серой масти, без многоцветья и без прожорливой подсветки. Подсветка есть, но очень сдержанная и потому экономичная. Её оказалось, впрочем, достаточно для работы в салоне машины в тёмное время, проверено. Органов управления немного, причём те, что на виду на передней панели, как раз не главные. Главного практически не видно: это рифлёное колесико на боковой стенке, так называется Jog Control. Оно работает очень похоже на колёсико компьютерной мыши: вращая, перемещаешься по пунктам меню, нажав — выбираешь нужный.

Основной режим работы PAA2, естественно, режим RTA, анализа АЧХ в реальном времени. Число полос — 30, то есть ровно по треть октавы, диапазон, помещающийся на экране — 60 дБ. Этот диапазон можно (из меню) разместить в пределах 30 — 90, 50 — 110 или 70 — 130 дБ. Время усреднения выбирается из четырёх значений: 35, 125, 250 мс, 1 с. Как и положено в серьёзной (пусть и очень маленькой по размерам) технике, есть все три основные типа взвешивающих фильтров: А, С или никакого, последнее для нас особенно важно.

Работа с прибором в этом режиме проста и интуитивно понятна. Частокол RTA быстрее или медленнее (в зависимости от установленного времени осреднения) шевелится, что можно остановить, нажав на ENTER (или колёсико Jog Control). Измерение прекратится, экран «замёрзнет», и теперь можно не торопясь пройтись вдоль оси частот (стрелками или тем же колёсиком) и увидеть в окне справа точное значение звукового давления в выбранной полосе.

Можно заставить время остановиться и по-другому, на этот раз ещё капитальнее, занеся измеренные данные в память. В приборе 10 ячеек памяти плюс ещё 6 — для осреднённых результатов. Это в большом ходу у «зальных» звукоинженеров, которые измеряют АЧХ в разных точках зала и определяют необходимую среднюю коррекцию. Однако процедура оказалась неожиданно увлекательной и в салоне машины, где, как вы понимаете, АЧХ на передних и задних сиденьях была существенно разной, а на двух передних — немного, но тоже неидентичной. Как при этом определяется характер необходимой частотной коррекции? Обыкновенно, на четырёх батарейках. PAA2 этому обучен.

Измерив АЧХ в нескольких точках (а можно, кстати, и в одной), здесь обязаловки нету, прибор переводится в режим EQ SETTING и с одной кнопки показывает на экране величину коррекции по всем тридцати третьоктавным полосам. И, как и в режиме измерений, можно пройтись колёсиком вдоль частокола и получить значение коррекции в данной полосе с точностью до 0,1 дБ.

Это всё делается не отходя от кассы, то есть — не выходя из салона объекта измерений. Но, говорят, в этом мире есть вещи, именуемые компьютерами, и с ними PAA2 умеет общаться совершенно полноценно.

К прибору придаётся диск с несложным, но специализированным софтом, с помощью которого можно либо работать дистанционно, получая данные в реальном времени на экран, либо выгружать из памяти PAA2 то, что его попросили хорошенько запомнить, пока ещё не отошли от кассы. Подключённый к компьютеру прилагаемым шнурком (мини-джек 3,5 мм на одном конце, разъём под COM-порт — на другом) PAA2 начинает с того, что без напоминаний сбрасывает в компьютер содержание памяти. Всех ячеек сразу. Собственно, часто этого и достаточно, можно теперь в приспособленном помещении смотреть, что получилось, причём уже не только в виде отдельных цифр, но и сводной таблицы всех значений (справа на экране). Это делается и применительно к результатам прямого RTA-измерения, и после вычисления прибором рекомендуемых установок третьоктавного эквалайзера. Всё, разумеется, можно немедленно распечатать, уж это — самое простое.

Умеет ли PAA2 ещё что-нибудь? На случай, если кто-то сочтёт, что за те деньги, в которые его оценили продавцы, перечисленного мало... умеет. Устроившиеся на нижней стенке два глубоко профессиональных разъёма XLR, выдающие тайну рождения прибора в семье Pro Audio, делают его приспособленным и для электрических измерений в том же частотном диапазоне, что и акустических, и в тех же режимах. А диапазон измеряемых величин переменного тока — от 5 мВ до 80 В в трёх поддиапазонах. Что это означает на практике, едва ли нужно объяснять, это и настройка кроссоверов на усилителях, и уровня сигнала, и даже локализация электрических помех.
Почему разъёмов два? А потому что вход и выход. Последний нужен для того, чтобы выводить на волю сигналы встроенного (за те же деньги) генератора. Генератор вырабатывает собственный розовый шум, так что, заготовив правильные шнуры, можно с АЧХ работать, и не с диска, а с генератора, синусный сигнал 1 кГц и специальные импульсы для определения полярности сигнала на выходе. К сожалению (и это, в сущности, единственное замечание к прибору, родившееся в ходе его пробной эксплуатации), только в электрическом виде. Вот если бы можно было, подавая на вход тракта сигнал с прибора, определять его относительную фазу с микрофона, подносимого к каждому отдельному динамику, то это было бы вообще.

Ну и напоследок, чтобы не оставлять белых пятен: в приданом PAA2 есть, как стало ясно, диск с софтом для диалога с компьютером, но он же служит и тестовым диском с эталонными сигналами нормированной амплитуды, тестом на относительную фазу и, разумеется, шумовыми сигналами. То есть — всё, что нужно, и намного больше, чем давали за гораздо более высокую цену всего несколько лет назад. Кризис, можно считать, преодолён...

При подключении PAA2 к компьютеру и переводу системы в режим on-line на экран идут данные в реальном времени. Если надо в не реальном, а удобном для работы, то следует запомнить результаты измерений в памяти прибора, притащить его к компьютеру и подключить. Он сам сгрузит запомненное. Для примера мы измерили и перегрузили в компьютер АЧХ дорогой и хорошей домашней акустики (марку называть не будем, но вообще-то это B&W). Чтобы оценить неравномерность АЧХ и (как опция, на усмотрение) требуемые величины коррекции, вносимой с помощью третьоктавного эквалайзера, перешли в режим off-line и выбрали из меню EQ SETTING для текущей кривой. Получили всё в виде картинки и конкретных цифр по полосам. Выяснилось, что и корректировать-то ничего не надо: основная неравномерность приходится на низкие частоты, а здесь форма АЧХ очень сильно определяется положением слушателя (а при измерениях - микрофона) в комнате. Отсюда и процедура осреднения, которой мы в этот раз пренебрегли.

Вторая пара графиков получена с привлечением полевых данных. Это АЧХ, снятая в салоне приличной иномарки со штатной аудиосистемой. В принципе, масштабы бедствия уже понятны, тем не менее мы попросили PAA2 прикинуть, как можно поправить дело с помощью эквалайзера. Как честный прибор, PAA2 сообщил, что в середине полосы пропускания ещё можно что-то сделать путём суровой коррекции, а вот на краях возникла ситуация того, что не лечится, провал в 20 дБ исправлению не подлежит. Безнадёжные полосы PAA2 помечает тревожным багрянцем.

Получив в распоряжение новое средство измерений, естественно оценить точность и состоятельность его показаний. Печкой, от которой осуществлялся этот танец, послужила, само собой, система Audiomatica CLIO (версия программного обеспечения, для буквоедов - CLIOwin 6.51). Микрофоны CLIO и PAA2 были помещены в одну точку, на CLIO выбран режим RTA в третьоктавных полосах и сняты две характеристики уже упоминавшейся дорогой и хорошей. Потом данные экспортировались из CLIO и из памяти PAA2 в виде текстовых файлов. Чтобы их сопоставить плечо к плечу, пришлось некоторое время повозиться, потому что CLIO пишет одно измерение и в столбец, а PAA2 - сразу все и в строку, но работа эта разовая, для испытаний и проверки, так что ничего страшного. Итог - построенная с помощью Excel диаграмма с показаниями обеих систем. И полученная тем же программным продуктом имени Уильяма Гейтса диаграмма разночтений по частотным полосам. Расхождения, как мы видим, есть (было бы удивительно, если бы их не было, это означало бы, что нас до срока вознесли на небеса, а измерительная техника калибровалась лично апостолом Петром). Однако среднее по всему диапазону отклонение составляет 0,13 дБ, а максимальное - меньше 2 дБ, что сущие пустяки по сравнению с теми рельефами на АЧХ, что обычно приходится выправлять в машине.
Измеритель уровня звукового давления (SPL)
Для измерения SPL можно использовать микрофон, который автоматически настраивается на один из восьми предусмотренных диапазонов чувствительности (35 дБ, 50 дБ, 60 дБ, 70 дБ, 80 дБ, 90 дБ, 100 дБ и 130 дБ). На дисплее значения отображаются как в виде числовых значений с шагом 0.1 дБ, так и в виде горизонтальной шкалы с возможностью показа максимального зафиксированного значения. В режиме SPL можно измерить уровень сигнала (от -20 дБ до 36 дБ), а также входное напряжение (от 0 В до 50 В) линейных входов, например микшерного пульта.

Анализатор спектра в режиме реального времени (RTA)
В основе анализатора спектра лежит сложный FFT-алгоритм, с помощью которого вычисляется распределение энергии по частотному спектру. Аудио спектр оценивается целиком в диапазоне частот от 20 Гц до 20 кГц и отображается на дисплее как 31-полосный спектр анализатор. Полученные результаты можно сохранить в памяти и при необходимости перенести в компьютер.
Усредненное значение (Average)
Функция Average позволяет вычислить усредненное значение показателей записанных в ячейки памяти.

Тестер соединительных кабель (Cable Test)
Режим Cable Test позволяет проверить распайку кабелей с разъемами XLR. На дисплее при тестировании отображается, какой контакт одного конца кабеля, с каким контактом другого конца кабеля соединены между собой.

Память (Memory)
Встроенная память имеет 16 ячеек, из которых 10 для режима RTA, а остальные 6 ячеек служат для функции Average. Память не имеет отдельного питания, по этому при отключении от АС-адаптера или от батареи, память обнуляется. Все данные памяти могут быть сброшены на PC, для этого имеется специальный переходник с разъемом RS-232.

Фазовая проверка (Phase Check)
С помощью этой функции можно определить полярность громкоговорителей. Микрофон направляется на испытуемый громкоговоритель, и в зависимости от его подключения на дисплее отображается символ "+", либо символ "-", что свидетельствует о положительной или отрицательной полярности громкоговорителя соответственно.

Актуальные модели: измерительные приборы PHONIC