Губная гармошка – интересный и популярный инструмент который был изобретен более 200 лет назад, в 1821 году Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом. Губная гармошка имеет густой и насыщенный звук, который возникает под напором воздуха, заставляющего вибрировать звуковые язычки. Губы и язык задействованы для выбора соответствующего нотного отверстия.
Первая версия имела 15 язычков, доработанная Рихтером в 1826 году уже имела 10 отверстий, а 2 язычка были расположены в каждом из отверстий: звучание нижнего язычка слышно при вдохе, верхнего при выдохе. Уникальное звучание губной гармошки делает ее участником многих ансамблей, играющих в разных стилях и жанрах, её мелодические вставки делают воспроизведение музыкальных композиций ярче.
Конструкция гармоники
Конструкция гармошки довольно проста. Корпус состоит из верхней и нижней крышки, изготовленных из дерева, литьевого пластика, люцита или металлических сплавов. Под верхней крышкой находится пластина с прорезями и язычками для выдоха. Далее идет так называемая щелевая гребенка. Под расческой есть еще одна пластина, но уже с вкладками для ингаляций. Все закрывается нижней крышкой. Вся конструкция крепится маленькими шурупами.
Виды
Гармоники имеют множество разновидностей, которые делятся на 2 существенно различающихся типа: диатонические и хроматические.
Диатоническая (блюзовая)
Диатоническая губная гармошка — самый популярный вид этого инструмента, позволяет играть музыку в любом музыкальном стиле. Звук у неё имеет насыщенность и "густоту". Имеет диатоническую шкалу без полутонов. Для сравнения можно представить синтезатор у которого есть только клавиши белого цвета. Для игры рекомендуется освоить необходимые приемы. Воспроизводимый диапазон 1-4 октава. Лучше всего подходит для начинающих и исполнения блюзовой музыки.
Различные подвиды диатонической гармошки изготавливаются с настройкой в разных тональностях:
- Блюзовая - самый популярный, на нем можно исполнять музыку различных стилей, традиционно имеет 10 отверстий
- Тремоло - извлеченный звук создает эффект тремоло
- Октавная - ее особенность в том, что язычки, которые должны звучать одновременно, настроены на октаву. Этот инструмент обладает большим богатством звучания и ярким тембром.
- Бас-гармошка – синтезирует ноты басового регистра
- Аккордовая - при воспроизведении целого аккорда, ни одной ноты.
Хроматические
Хроматическая губная гармошка имеет соответствующую настройку, что в результате, по сравнению с диатоническим инструментом, предоставляет широкие репертуарные возможности. Она больше по размеру, потому что в её корпусе две гармоники. Сбоку у такого инструмента есть кнопка - переключатель - ползунок, переключение которого дает возможность убрать полутона. Используется в джазе и классической музыке.
В бесклапанных гармошках каждый язычек находится в отдельной камере. За каждым отверстием в мундштуке 2 или 4 камеры. Также есть хроматические губные гармошки без клапана, они имеют «рояльное» расположение отверстий.
Тремоло
В тремоло-гармошке нота воспроизводится одномоментно двумя язычками, язычки настроены с минимальной разницей в частоте колебаний, во время игры возникает волнообразное действие звука (биение, разлив). Внешне имеет удлиненный корпус и большее количество отверстий, расположенных в 2 ряда. Количество нот от 14 до 30, а язычков соответственно от 28 до 60. Каждый язычек расположен в отверстии согласно венской системы. Виды настройки: в основном «рихтеровский» и «азиатский», реже «соло»).
Октавная
Все язычки октавной гармоники венской системы расположены в отдельных камерах. Звук формируется двумя язычками, которые настроены с разницей в 1 октаву.
Гармоники книтлингеновской системы отличаются широкими камерами, в одной камере есть 2 язычка, они и звучат на вдохе и выдохе. Гармошка звучит с интервалом в 1-2 октавы. Внешне отличается наличием 3-х рядов отверстий и часто встречается в форме дугообразной формы мундштучной стороны.
Оркестровые
Используются в составе ансамбля губных гармошек для сопровождения баса и аккордов.
Басовые
Состоит из 1й или 2х гармоник. Бывает одноголосной и двуголосной (играется с октавными интервалами). Звуки только на выдохе. Звуковая система хроматическая. Варианты диапазона: Cb-Cm ♯ {displaystyle sharp} sharp, Ek-C1.
Аккордовая
Имеет пару однорядных двухрядных или двухголосных (октавных) гармоник. Верхний ряд звучити на выдохе, нижний на вдохе. Отверстия сгруппированы по 4, каждая группа составляет аккорд. На верхней гармонике в верхнем ряду играют мажорные трезвучия с удвоенной тоникой, в нижнем — доминирующие септаккорды. На нижней губной гармошке в верхнем ряду играют минорные трезвучия с удвоенной тоникой, в нижнем — мажорные септаккорды с увеличенной квинтой (увеличенной) и уменьшенной септаккордами. Аккорды построены на 12 нотах хроматической гаммы от C1 до H1 (итого 48 аккордов).
Тональность
Тональность До-мажор подходит для начинающих и в целом оптимальный выбор как для первой губной гармошки. Тональность До-мажор имеет базовое звучание, под нее есть много видеоуроков и материалов для обучения. Освоив основные приёмы игры, Вы сможете играть на губной гармошке в любой тональности.